Главная

Памятка для подготовки аттракционов к эксплуатации

Памятка для подготовки аттракционов к эксплуатации.

 

Подготовка и пуск аттракциона в эксплуатацию.

Процесс подготовки включает в себя несколько основных этапов:

- расконсервация и сборка аттракциона после периода хранения или перевозки;

- внешний осмотр с определением геометрических и эксплуатационных характеристик.

Проведение технических мероприятий

- устранение выявленных дефектов и регулировочные работы;

- проведение испытаний статических и динамических.

Документальное оформление ремонтно-восстановительных работ

- оформление технической и эксплуатационной документации - составная часть безопасной эксплуатации, отражающая условия работы и обслуживания аттракционов на протяжении всего их жизненного цикла.

     - обучение обслуживающего персонала приемам эффективной и безопасной работы с аттракционом и посетителями, проблема сезонных кадров.

Целью данной статьи  не является осуществить повторения вместе с Вами давно и хорошо знакомых вопросов. Причиной послужило реальное тревожное состояние дел, выявленные в ходе работы с Заказчиками Центра нерешенные и, что хуже, не решаемые годами вопросы.

Практика показывает, отношение к планированию планово-предупредительных работ (далее ППР) на местах чрезвычайно поверхностно и, как следствие, не приносит положительных результатов.

Можно выделить два фактора. Безопасность и надежность аттракционов. Чтобы стало понятно, какой смысл вкладывается в каждый из них, необходимо пояснение,  надежность – это способность аттракциона выполнять функции, заложенные в него разработчиком с разной степенью готовности. Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба (п.3.17 ГОСТ Р  1.0-92). Следовательно, говоря о надежности, понимается совокупность эксплуатационных технических характеристик и  конструктивных параметров аттракционов. Безопасностью назовем результат взаимного влияния надежности и организационно-правовых мероприятий  проводимых собственником и направленных на уменьшение рисков эксплуатации. Таким образом, связанные неразрывно эти факторы являются системообразующими на весь жизненный цикл аттракциона, более того, они отражают состояние дел в каждый отдельный момент времени, влияют на риски для окружающих, наконец, определяют личную безопасность и безопасность  ваших клиентов (посетителей). 

            Теперь о практических мероприятиях, составляющих надежность работы аттракционов.

            Расконсервация и сборка аттракциона, как правило не вызывает трудностей и является, обычно, стартовой точкой сезона.

            Внешний осмотр – привычная и общепринятая процедура, единственно, хочется отметить, чтобы после сборки и осмотра аттракциона владелец провел элементарные геометрические измерения на соответствие паспортным данным еще до запуска. Необходимо обращать внимание на состояние оснований - бетонных и иных площадок.

            В случае выявления несоответствия с технической документацией либо явного дефекта в конструкции возникает вопрос о восстановительных работах. Единственно верным рецептом может быть только один: консультироваться исключительно со специалистами завода-изготовителя и работу поручать только квалифицированным исполнителям.

Регулировочные и настроечные работы необходимо выполнять согласно руководству по эксплуатации аттракциона, причем необходимо помнить, что регулировка обеспечивает лишь временные устойчивые параметры работы, требующие во время эксплуатации постоянного наблюдения и контроля.

Проведение статических и динамических испытаний, как показала практика, за редким исключением, во многих парках стало только бумажной работой. На самом деле – это важнейший элемент  в цепи безаварийной работы. Это единственный процесс в Ваших руках способный помочь выявить и обозначить, в том числе скрытые дефекты без привлечения специалистов неразрушающего контроля.

В результате выполнения перечисленных мероприятий  зачастую возникнет необходимость приобретения материалов и защитных покрытий. В сегодняшних условиях, при тендерном отборе поставщиков, важно обращать внимание не столько на цену, сколько на оптимальное, с точки зрения технического применения, соотношение цена - потребительские свойства материалов. Невозможно допускать, чтобы краска с низкими защитными свойствами и невысокой ценой, наносилась, к примеру, на аттракцион «Круговой обзор», когда только подготовка поверхности и защита её стоит десятки тысяч рублей.

 В условиях отсутствия запасных частей либо дороговизны их у профильных поставщиков (завод-изготовитель) иногда владелец обращается к предприятиям имеющим возможность изготовить аналогичные на месте. При этом необходимо помнить, что запчасти, изготовленные и установленные на аттракцион в отсутствии конструкторской документации переносят все риски эксплуатации на  заказчика и исполнителя.

О мероприятиях, определяющих безопасность работы аттракционов.

Отдельно необходимо отметить работы по подготовке к пуску в эксплуатацию импортных аттракционов. При наличии полной, переведенной на русский язык, техдокументации не вызывает трудностей ни сборка, ни настройка с регулировкой. На практике, к сожалению, ситуация складывается с точностью «да наоборот». Объяснения можно услышать самые разные, однако проблему это не снимает. Никто кроме Вас самих не вправе затребовать от поставщика или производителя исчерпывающе-полной техдокументации. Владельцу необходимо быть защищенным самому и защитить своих посетителей от нерадивости или нерасторопности  поставщиков, монтажников, производителей и т.д.

      В исключительных случаях возможно изготовление техдокументации с привлечением сторонних организаций. В таком случае надо помнить, что процесс этот очень ответственен и требует серьезных затрат времени и средств.

 Если уж речь зашла о документации, то нельзя не остановиться на списке документов, сопровождающих аттракцион на всем пути его жизненного цикла:

- Паспорт или формуляр аттракциона;

- Руководство по эксплуатации;

- Акт о приемке и пуске аттракциона в эксплуатацию;

- Акты о статических и динамических испытаниях аттракциона;

- Акт технического освидетельствования;

- Журнал ежедневного учета работы;

- Информационные материалы для пассажиров;

- Инструкция по работе аттракциона и действиям оператора в чрезвычайной ситуации;

- Журнал учета технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ.

Необходимо делать записи по всем видам работ, проводимым на аттракционе в журнал ежедневного учета работы, без разделения на важные и не очень. При техническом освидетельствовании, проводимом испытательной лабораторией аттракционной техники, одним из основных пунктов является работа с эксплуатационной  документацией, журналом ежедневного учета работы аттракциона, журналом учета технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ. Следовательно, чем полнее стартовая информация при освидетельствовании, тем более объективной и точной получается оценка технического состояния в целом.

«Центр по безопасности аттракционов» по традиции из года в год придерживается одного не писаного правила: заключенные договора на освидетельствование аттракционов – есть основание к диалогу с заказчиком в течение года. Вызвано это жизненной необходимостью. Как один из примеров можно привести ситуацию, возникшую с аттракционом «Вихрь» во время внеочередной проверки в середине сезона. Оказалось, что в цанговом соединении оси вращения зонта - одном из самых ответственных соединений, где предусмотрено заводом-изготовителем, казалось бы, все чтобы стягивающие болты не раскручивались, они  оказались с ослабленной затяжкой, хотя при проведенных перед проверкой ППР болты были затянуты и законтрены. В результате все заказчики Центра, были срочно оповещены о необходимости самостоятельной проверке данного узла. В результате проверки из 11 аттракционов 4 нуждались в повторной затяжке болтов, а на одном вообще выпал болт с изношенной резьбовой частью. Причиной, по мнению специалистов Центра, является безответственное отношение - после затяжки болты не были законтрены отгибными шайбами или шайбы не были установлены вовсе.  Другой случай, когда в результате акта вандализма был поврежден уже проверенный, ранее работоспособный аттракцион «Колокольчик». Заказчиком с нашей помощью были определены дефекты, их характер и сложность. Завод-изготовитель поставил запасные части и аттракцион заработал в кратчайшие сроки. Издержки парка при этом оказались обоснованными и минимальными. По каждому из заказчиков, работающему с Центром, существует техническая история на аттракцион, вернее история дефектов и их устранения. В случаях смены владельца или замены ключевых технических специалистов, мы даем возможность новым владельцам узнать  историю эксплуатации. 

 Некоторые владельцы не фиксируют моменты, связанные с травматизмом пассажиров. Такое поведение ведет не только к неправильной оценке текущего состояния общей безопасности, оно целенаправленно закладывает фундамент будущих ЧП. Кто знает - с какими последствиями.

       Ключевой фигурой во время работы аттракциона становится оператор. От того  насколько грамотно он способен организовать загрузку посетителей, насколько  тактично и своевременно может снять напряженность в отношениях с пассажирами, зависит имидж парка и безопасность работы. Отсюда и необходимость подходить к подбору кадров на эти места с особой тщательностью, стараться исключить случайности. Кроме навыков работы с аттракционом и инструктажа по ТБ оператор на рабочем месте  должен знать свои действия в чрезвычайных ситуациях и иметь возможность их исполнить. Необходимо на месте пребывания оператора иметь памятку, отражающую  его обязательные действия и действия,  обусловленные местными условиями.

Далее остановимся на наиболее типичных ошибках организации технического обслуживания в отсутствии планов по ППР.

Сегодняшнее положение дел в парках таково, что владелец, как правило,  эксплуатирует  аттракционную технику «по состоянию», т.е. от дефекта до дефекта.

      При этом  учитываются (т.е. фиксируются в журнале) только те поломки, которые  связаны с заменой покупных либо крупных элементов конструкции. В лучшем случае  на основании выполненных ремонтных работ  делается анализ причинно-следственных  связей вызвавших дефекты. И уже совсем хорошо, когда в  результате анализа планируются планово-предупредительные работы на будущее. При такой организации работ, когда не регистрируются дефекты, даже мельчайшие из них  приводят к аварийности, владелец  сознательно двигается к ближайшему проявившемуся дефекту, не имея, ни  малейшего представления насколько серьёзной  может быть поломка. 

С другой стороны взглянем на Б как на процесс бесконечных ремонтно-восстановительных и профилактических работ, сборки и разборки механизмов. Бесконечная регулировка и подгонка сопрягаемых узлов. Механики не сидят без работы, железо всегда на виду, руководитель планирует прибыль. В этом, казалось бы идеальном подходе к Б, риски заложены самой системой!  Любой механизм, подвергшийся вмешательству (ремонтные работы) подвержен 3 стадиям  функционирования:

    1-период - это период приработки и регулировки после ремонта или сборки (установки)   характеризуется наибольшим количеством регулировок, протяжек, заменой прокладок в  пневмо и гидросистемах и т.д. В среднем надежность на этом этапе составляет не более 55-60%.

    2-период - период наиболее стабильной и рентабельной работы аттракциона. Характерны для  него минимальные эксплуатационные затраты и  надежность в т.ч. Б самая высокая – до 90%. Продолжительность периода может составлять для аттракциона от серьезного  производителя до ¾  всего ресурса.

     3-период - это время лавинообразного появления дефектов, связанных с коррозионным и усталостным разрушением металла, износом механизмов, старением РТИ и т.д. Надежность аттракциона не поддается планированию и требуется постоянное вмешательство ремонтников. В зависимости от уровня организационно-технических мероприятий период может длиться бесконечно долго. 

Предложенные Вам две схемы, как правило, характерны для любой формы  организации технической службы. И не проявляются в чистом виде, отдельно друг от друга. Важно определить  для каждого аттракциона по какой из них работать и когда. В этом и заключается грамотная политика по организации ППР.

При отсутствии системного и серьезного подхода к Планово Предупредительным  Мероприятиям, включающими в себя не только смазку, регулировку, но в не меньшей степени и работу с документацией, контакт с постоянными партнерами-дефектоскопистами - владелец навсегда  останется в сетях собственноручно созданных проблем. 

    На самом деле организационный диапазон работы технической службы в парках  простирается от единой централизованной службы до вполне  привычного варианта с одним мастером на все руки. Вам на местах и определяться, как наиболее эффективно защитить себя, свой персонал и, конечно же, своих посетителей.